Основные типы менеджеров и их роль в современной музыкальной индустрии

ROCKETS MUSIC NEWS продолжает серию статей, адресованных начинающим и продвинутым музыкантам. Сегодня мы подробно рассмотрим основные типы менеджеров в музыкальной индустрии, узнаем, какие требования выдвигают к ним реалии сегодняшнего дня, а также поможем разобраться, какой тип менеджмента наилучшим образом подходит для данного этапа вашей карьеры.



Те времена, когда музыканты творили, а менеджеры лишь управляли, закончились. 

Когда современные музыканты стенают: "Я просто хочу заниматься музыкой, не вдаваясь в детали шоу-бизнеса!", появляется желание им сказать в ответ: "А кто не хочет?" Однако реальность диктует иные условия. 

Артисты, которым посчастливилось иметь преданного, надежного и увлеченного своей работой менеджера, смогут передать ему часть дел, необходимых для продвижения своей карьеры, но, к сожалению, далеко не все дела.

Артисты, у которых есть менеджеры (особенно на ранних стадиях карьеры), как правило, стараются переложить на менеджеров все, что связано с принятием решений и деловыми обязанностями. Это безотказно работало в случае, когда вокруг успешного артиста собиралась целая команда, состоящая из представителя лейбла, агента, юриста, журналиста и менеджера.

Некоторые успешные артисты до сих пор окружают себя подобной командой и считают, что этого достаточно. Но это не так. 

Бытует мнение, что только менеджер, обладающий широкими связями, знает, что необходимо сделать для запуска (и поддержки) карьеры артиста в современной быстро меняющейся музыкальной индустрии. 

Менеджер, обладающий широкими связями

Менеджер со связями – это тот, у кого есть множество клиентов, он, как правило, работает в крупной компании, и один его телефонный звонок способен решить больше вопросов, чем 30 писем и звонков "менеджера – лучшего друга". Главной целью такого менеджера (и это оговорено в договоре) является заключение контракта для группы со звукозаписывающим лейблом.

Но вот чего менеджер со связями не делает, так это не живет делами группы – у него слишком много клиентов. Он зависит от системы, частью которой он является. Безусловно, такой менеджер вполне успешен, но чтобы по-настоящему управлять карьерой группы сегодня, нужно гораздо большее, нежели просто концепция и связи. Необходим метод проб и ошибок. Нужен энтузиазм. Важен широкий кругозор и глубокие знания в области того, как все работает в шоу-бизнесе по направлению "сверху вниз" (а не только наверху).

Менеджер – лучший друг

Этот менеджер начинает свою карьеру, не имея никаких связей. Ему лишь предстоит их создать. Но он живет делами группы, он работает вместе с музыкантами над концепцией и постановкой амбициозных целей коллектива. Он кричит на каждом углу о том, что его группа собирается захватить мир.

Некоторые менеджеры из категории "лучший друг" иногда имеют счастье вывести своих подопечных на вершину шоу-бизнеса. Однако многих из них увольняют и заменяют на "менеджеров со связями", как только группа достигает некоторого успеха.

Но чего не хватает обоим типам менеджеров, так это выполнения определенных вещей на ежедневной основе с целью грамотного построения отношений между группой и ее поклонниками. 

Менеджмент группы нового образца

Независимо от того, есть у вас лейбл или нет, для успешного развития карьеры любого артиста или группы необходимо выполнять ряд важных дел и обязанностей. Если вы сотрудничаете с лейблом, многие из этих дел он возьмет на себя. Однако существует высокая вероятность того, что лейбл не справится с возложенной на него задачей (даже если был заключен контракт), поэтому вам лучше самим четко понимать, что должно быть сделано.

Менеджер со связями 

Очень важно, чтобы кто-то в менеджменте мог добиться для группы места на разогреве некой звезды перед ее шоу; получить возможность живого выступления на радио и телевидении; добиться для группы подписания контракта с лейблом (если это входит в планы); заключить контракт с музыкальным издательством; разместить песни коллектива на телевидении и в кино; а также договориться о рецензиях на альбом в крупных блогах и печатных изданиях (если в команде отсутствует журналист).

Менеджеры со связями имеют достаточно влияния для реализации всего вышеперечисленного. Но, как правило, на этом их должностные обязанности заканчивается.

Крайне непросто найти среди "менеджеров со связями" того, который бы занимался делами группы на ежедневной основе.

Личный импресарио

Этот менеджер способен на все. 

Он выполняет функции тур-менеджера, когда группа находится в турне (или нанимает тур-менеджера). Он делает рассылку по электронной почте после концерта; создает события на Facebook; добавляет в Facebook и на веб-сайт группы фотографии с тура; руководит вопросами продажи мерча, сам стоит за прилавком (или нанимает специальный персонал для этого); управляет веб-сайтом, работает с графическим дизайнером и веб-разработчиком с целью поддержания контента сайта в актуальном состоянии; пишет пресс-релизы и биографии музыкантов (или находит журналиста для этих целей); находит лучшую дистрибьюторскую компанию (если нет лейбла) и занимается распространением музыки надлежащим образом; сам добавляет песни в SoundCloud и в сети на SoundCloud; создает канал YouTube, разбирается в тонкостях организации канала, понимает, как увеличить базу подписчиков на YouTube; регистрируется во всех популярных социальных сетях и приложениях и обучает музыкантов группы пользованию соцсетями; управляет всеми финансами (до момента привлечения бухгалтера); использует все возможности для продвижения информации о предстоящем концерте группы: раздает флаеры, постеры при помощи активных поклонников группы, размещает информацию в Facebook и других соцсетях в преддверии выступления; нанимает помощников для осуществления всего или части из вышеперечисленного, если сам с чем-то не справляется.

"Менеджер со связями" не станет делать всего этого.

Однако всем вышеперечисленным нужно заниматься не абы как, а на определенном профессиональном уровне. Все должно работать на имидж группы. Если у коллектива творческий подъем и нет передышки от концертов, или группа записала многообещающий альбом, но сайт при этом сделан в WordPress по шаблону 2002 года, а страница в Facebook не поддерживается должным образом, будет крайне непросто удержать внимание поклонников.

График-дизайнер 

Это один из наиболее важных для группы специалистов, которым часто пренебрегают. Лучше всего, когда какой-то участник коллектива сам является профессионалом в Photoshop.

В свое время, лейбл нанимал фотографа и графического дизайнера для создания всего визуального ряда, связанного с продвижением альбома. Этот визуальный ряд был актуален в течение года-двух с момента записи альбома. Сейчас ситуация поменялась. Поклонники жаждут обновления контента на регулярной основе: новых фотографий, новых видео, новых песен. Каждое шоу (или тур) должно иметь уникальный плакат, сопровождаемый новым баннером в Facebook. Дизайн должен быть выполнен профессионально, а не с помощью какого-нибудь MS Paint.

Каждое событие из жизни группы должно сопровождаться новым изображением, которое необходимо размещать повсюду. На следующей неделе транслируется ваша песня в телешоу? Просто написать об этом в Твиттере не достаточно. Нужно создать запоминающуюся картинку и распространять ее. При распространении сообщения изображения в 100 раз более эффективны, чем просто слова.

Демонстрация ваших самых минимальных достижений заверяют существующих поклонников, что у вас творческий подъем, заслуживающий поддержки.

Если в вашей группе никто не хочет учиться работать в Photoshop и Illustrator, то вам необходимо иметь кого-то под рукой, кто легко сделает все это за вас. Однако это будет стоить дорого, и дизайнер может не успевать по срокам. Поэтому лучше самим



Музыкант, гитарист


Смотрите другие материалы о

Веб-разработчик

Один из самых разочаровывающих специалистов на земле. Как минимум, в отношении сроков сдачи работы. 

Причина в том, что спрос на веб-разработчиков существенно превышает предложение. Чем не повод задуматься о смене карьеры? 

Если у вашей группы / музыкального коллектива нет сайта, то на портале ROCKETSMUSIC вы можете создать Промостраницу, на которой будет размещена вся необходимая (например, для потенциального организатора вашего концерта) информация о группе: пресс-релиз, фотографии, видеоклипы, аудиотреки, ссылки на ваши социальные ресурсы и контакты менеджмента группы. Вместо множества ссылок вы теперь сможете выслать заинтересованному партнеру только одну; выглядеть она будет как rocketsmusic.ru/name_band.

Однако это лишь начало. В идеале вам не плохо бы изучить базовый код, а также узнать, как добавлять ссылки и изменять размеры ваших фотографий в пикселях. 

Если вы этому не научитесь, то вам нужно будет найти кого-то, кто будет бесплатно тратить на разработку вашего профессионального сайта уйму времени, и столько же – на устранение неизбежных ошибок. Иначе придется нанять профессионального веб-разработчика за очень большие деньги. 

Оператор видеосъемки / видеографик 

Вы, наверное, обратили внимание, что сайт YouTube является своего рода основой для участников музыкальной индустрии. Помимо того, что это ресурс №1 в потоковом вещании, это еще и сообщество. Люди используют YouTube не только для того, чтобы слушать музыку, но и чтобы познакомиться со своим любимым артистом. Музыканты, имеющие канал на YouTube, это хорошо знают. Они также знают, что необходимо регулярно размещать высококачественный контент (в данном случае видео) и демонстрировать свое человечное отношение к поклонникам.

Поклонники не подписываются на каналы YouTube только потому, что они любят музыку; они подписываются на каналы, потому что они любят артиста, ее создающего.

Независимо от того, хотите вы завести полноценный канал на YouTube или нет (надо отметить, что это занятие на полный рабочий день), вам нужно серьезно отнестись к съемке видео. Пение в камеру вашего Macbook’а и его встроенный микрофон больше не котируется. Сейчас не 2007 год.

Вам нужно высококачественное видео. И много. Вы должны снимать репетиции, концерты, тусовки, пародии, музыкальные клипы и размещать любой другой (высококачественный) видеоконтент, который демонстрирует вашу уникальность.

Ваши музыкальные видео могут насчитывать большое количество просмотров, но нельзя забывать также и о важности видео, снятых во время съемок клипов, за кулисами концертов, которые бы подчеркивали вашу индивидуальность. Это то, что оживляет поклонников, заставляя их активно фанатеть.

Как и в случае с графическим дизайном, кому-то из вашей группы неплохо бы знать Final Cut и иметь хорошую зеркальную камеру. Если этого нет, то на крайний случай можно воспользоваться камерой в вашем новейшем смартфоне, которые достаточно хороши (на данный момент), а при помощи IMOVIE можно творить чудеса. Но главное – это вовремя приступить к работе! А когда появятся средства, сделать апгрейд. 

Зависимость от других в вопросах видеосъемки будет существенно замедлять весь процесс и к тому же сократит ваш бюджет.

Инженер звукозаписи

Как и в случае с видео, вам необходимо регулярно выкладывать музыку. На каналах YouTube музыканты выкладывают новую песню и видео на нее КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ. Это не значит, что они посещают раз в неделю крутые студии звукозаписи. Они работают со своими близкими друзьями или в своей собственной домашней студии.

Так что создайте свою домашнюю звукозаписывающую студию (или заведите полезных друзей)!

***

Вышеуказанные задачи, как правило, не выполняются шестью отдельными специалистами, но ни одну из них нельзя игнорировать. 

Наиболее успешные группы способны управлять всеми этими делами сами по себе и подключают третьих лиц только в том случае, если у самих в данное время не хватает времени или ресурсов на их выполнение.  

В те времена, когда всеми основными делами артиста заправляли лейблы, в задачи менеджеров входило лишь создание общей концепции, наем необходимых специалистов и делегирование полномочий. Артисты были заняты исключительно творчеством и раздачей интервью. 

Но сейчас мы живем в новом веке, поэтому менеджеры (и музыканты) должны соответствовать!