Крис Баррет ("Felidae"): "Не останавливаться и не сдаваться!"

Крис Баррет, "Felidae"

Группа Felidae весной этого года выпустила сингл под названием "(Кто) Последний". ROCKETSMUSIC встретился с автором песен и лидером коллектива Крис Баррет и выяснил, кто же он, этот "Последний".

Расскажите о вашем последнем релизе.

- Весной мы выпустили сингл "(Кто) Последний". Это первый трек с нашего будущего альбома «Анамез», который выйдет в ноябре. "(Кто) Последний" – это начало истории, которая будет рассказана во всем альбоме. Городское равнодушие, очереди чужих друг другу людей, ощущение, что всё не так, как должно быть, поруганная правда – всё это несет в себе лирический герой альбома, и в сингле уже задается это настроение. Наша музыка заметно изменилась в сравнении с предыдущими релизами, стала жестче. Но так того требует замысел.

Когда конкретно вышел сингл?

- 10 апреля 2018 года, холодным апрельским утром вторника Последний посмотрел на людей из бездны социальной паутины, а они, очевидно, посмотрели на него.

Кто работал над релизом и какие функции исполнял

- Над релизом мы всегда работаем всей группой и привлекаем наших замечательных помощников. Так, мы впервые обратились к фотоарту для обложки релиза. Её выполнил фотохудожник Даниил Прибылов. Что касается музыкальной части, мы всегда вместе отслушиваем получающийся материал и делимся мнениями, стараясь затем прийти к единству. Записан релиз на студии, с которой мы давно работаем – JustStudio, главным звукорежиссером по записи был Артемий Бондаренко, сведение и мастеринг осуществил Иван Лубяный.

Как проходила запись, какие фишки использовались, чем этот релиз отличается от предыдущего?

- На самом деле можно сказать, что наш каждый релиз не похож на последующий. Мы раскрываем новые темы, экспериментируем с музыкальными основами и аранжировками, ищем наиболее подходящие музыкальные средства для раскрытия идеи и истории, заложенной в песне. Недавно я столкнулась с мнением, что музыка должна быть своего рода театром, и поняла, что данное определение подходит под наше творчество и стиль работы. Аккомпанемент и соло, проигрыши и фактура песни это не просто настроение, это не просто мотив и наполнение, это нечто большее. Это, можно сказать, создание отдельного мира или как минимум живого существа. Все существа уникальны, так и наши релизы – каждый уникален. Что касается нового сингла «Кто (Последний)», то он достаточно радикально отличается от наших предыдущих релизов. Во-первых, построением текста и мыслью, в нем заложенной. Он более социален и злободневен, он достаточно злой и отчаянный, он строит свои категории видения мира, такие, как «люди с глазами ящериц» и «Последний» как некий титул, миссия и состояние. Во-вторых, в музыкальном плане данный релиз, по нашим ощущениям, гораздо более тяжелый и плотный, чем предыдущие, также в нем мы старались воплотить нечто новое для нас в построении аранжировок и музыкальной драматургии. Ну и конечно, при таких задачах подготовка к записи и сама запись влекли за собой новые моменты. Например, я работала над песней не только в вокальном, но и в драматургическом плане, разбирала текст и прорабатывала его подачу с театральным режиссером. Как оказалось, это довольно крутой и серьезный опыт – начинаешь иначе осмыслять тобой же написанное.

Планируется ли или проходит тур в поддержку релиза?

- Мы очень плотно работаем над альбомом и его презентацией, поэтому фактически не ведем других активностей. Надеемся, что альбом получит свой тур и все прочее.

Расскажите, каков был путь, как все начиналось и как образовалась группа?

- Я давно мечтала собрать группу, и попытки осуществить это начались еще в студенчестве. Но они, к сожалению, успехом не увенчались. Первый состав группы, когда все и началось в более серьезном режиме, собрался в 2010 году. Я была к тому моменту довольно серьезно настроена и целенаправленно искала людей по объявлениям на музыкальных форумах и через знакомых. Ну а дальше –  репетиционные базы, первые шаги, шишки и прочее. Путь был сложным, но я думаю, что все это важный опыт. Простая вечная истина – не останавливаться и не сдаваться. Стараюсь ей следовать и по сей день, ведь хочется достичь гораздо большего, чем есть сейчас.

Как бы вы описали свой стиль?

- Мы позиционируем себя как арт-рок, и, на мой взгляд, это действительно так. Рок – потому что музыка. Арт – потому что творчество. Если все сводить к истокам и основам. Если же более конкретно, то… Мы экспериментируем с разными жанрами, аранжировками, звучанием, тяготеем к концептуальным основам альбомов и синглов, стремимся придавать нашим выступлениям сильную визуальную составляющую, ищем выходы за рамки.

Почему вы выбрали именно данный стиль?

- Я почему-то думаю, что стиль не выбирают. Скорее, стиль находит тебя сам. Ты просто творишь то, к чему тяготеет твой внутренний мир, твои переживания, твои ощущения, твой жизненный опыт, а потом кто-нибудь спросит, а что за стиль? Ну и ты понимаешь, что, пожалуй, то, что происходит с тобой и твоим творчеством может быть распознано как… В целом же, стили – это страшные условности. Но без них, видимо, никак, пока что они являются некими маркерами и знаками, к которым приходится прибегать, чтобы коммуницировать в мире искусства. К слову, Говард Беккер определяет подобные условности как конвенции, нечто устоявшееся вследствие определенной договоренности между участниками мира искусства по поводу обозначаемого и обозначающего. Но конвенции могут меняться, могут возникать новые.

Впереди фестивальное лето, есть ли планы отметиться на каких-то опен-эйрах?

- Как я уже сказала, на это лето наш удел – студия. И не хочется нарушать это творческое погружение в историю третьего альбома.

С какими проблемами сталкиваетесь при продвижении своего творчества?

- Человеческий фактор всюду задает свой тон. А вместе социокультурные обстоятельства. В совокупности эти две глобальные проблемы реализуются на разных уровнях. Много шума, много информации, мало времени и сил. Это повсюду, это везде. Нужно прорываться через эту вязкую стену к человеческим душам, настроениям, вниманию. Искать пути и подходы, не теряя при этом себя и своей искренности. В целом, все обстоит примерно так.

Как вы считаете, кто ваша основная аудитория?

- Я считаю, что наша музыка близка прежде всего неравнодушным людям. Людям, которые склонны думать и обдумывать, людям, которым нравится чувствовать и воспринимать. Такие люди не характеризуются конкретным возрастом, полом или интересами. И это здорово, это значит, что можно быть услышанными и принятыми совершенно неожиданной аудиторией. Мы играли не только для поклонников тяжелой и интеллектуальной музыки и посетителей различных фестивалей, музыкальных и тематических эвентов, но и для детей, для пенсионеров, для байкеров и находили отклик.

Случаются ли в вашем коллективе конфликтные ситуации? Есть ли лидер, который может их решить и ведёт всех за собой?

- Ни в одном коллективе не избежать конфликтов и споров. Индивидуальности сталкиваются одна с другой, вспыхивает непонимание. В творческой среде и подавно. И я бы сказала, что не компромиссы являются выходом, а поиск и обретение точек пересечения, на которых возможно выстроить доверие и понимание и решить таким образом конфликт. Это очередной виток в поиске себя и других, в построении лучшей жизни. Я стараюсь придерживаться таких ориентиров, строя работу в группе. Как лидер, я должна это делать. Бывают, безусловно, всякие ситуации, ибо поиск понимания – это сложный и кропотливый процесс, с неизбежными ошибками и жертвами.

На какие коллективы вы равняетесь? Кто является вашим кумиром?

- Мне не нравится слово «кумир». Скорее, есть те, кто вдохновляют, дают какую-то ориентацию в творческом пространстве. Есть также те, кто делает что-то очень близкое лично мне, как автору и всей группе в целом, по стилю и подаче. Меня вдохновляли и вдохновляют разные исполнители. На сегодня это, пожалуй, Даниэль Гильденлёв из Pain of Salvation. То, какие истории и как он рассказывает, мне кажется действительно убедительным. Помимо него, конечно, группа Оргия Праведников, с которой мы работаем и дружим уже не первый год, Ольга Арефьева, в свое время повлиявшая на мое творчество, Евгений Фёдоров – Zorge, Константин Арбенин с его удивительной поэзией, Тори Амос – чувственная и проникновенная…

Что главное для вас в музыке?

- Главное в музыке – это способность создать мир, в который хочется погрузиться и прожить, это история, которой хочется верить и проникаться, это то, что заставляет тебя переосознать в себе нечто или, наоборот, укрепиться в самом важном. Музыка должна встряхивать, музыка должна уносить, музыка должна доносить и входить в твою жизнь. В конечном итоге… музыка должна спасать.

Понятно, что сейчас достаточно трудно пробиться на большую сцену, но где вы себя видите, например, через три года?

- Вот прямо из этой точки, где мы сейчас находимся, спустя три года я бы хотела оказаться в ночи, где-то на трассе Москва-Городгденасужеждут, выйти подышать на остановке микроавтобуса и замереть, глядя на звездное небо, какого в мегаполисе не бывает.

А что стоит ожидать поклонникам от группы в 2018 году?

- Главные поводы ожидания – третий альбом группы, который выйдет в ноябре; и его презентация в Москве, 9 декабря в клубе Зил Арена.

Что вы будете делать, если ваша карьера в шоу-бизнесе сложится неудачно?

- Предпочитаю делать всё, чтобы этого не случилось. Скажем так, это не та ветвь реальности, куда мне вообще хочется смотреть.

Расскажите о вашем хобби, увлечении.

- Времени на хобби сейчас не остается. Вообще, люблю рисовать, фотографировать, читать, слушать музыку…

Ваш любимый фильм?

- Фильмы смотрю в больших количествах. Один, наверное, будет сложно выделить. Ну, пусть будет "Таксист" и "Остров Проклятых" Скорсезе, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", конечно же, "Бразилия" Терри Гиллиама, "Цельнометаллическая оболочка" Кубрика. Сегодня такое настроение, что вспоминаются эти фильмы, в другой день я бы могла назвать другие.

В своем плотном графике у вас находится время для чтения? Какую книгу вы бы посоветовали нашим читателям?

- Сейчас больше читаю научную литературу, по работе. Но конечно скучаю по свободному, так сказать чтению. А так… Читайте Достоевского и Сартра, Ильфа и Петрова, Иена Бэнкса, Курта Воннегута. Эти парни не подведут.

Какой последний концерт вы посещали? Чем он вам запомнился?

- Это был концерт Оргии Праведников в 2017-м, запомнился прежде всего тем, что я проводила исследование для своей диссертации, вела включенное наблюдение.

Вы активно следите за музыкальными новинками? Что удалось послушать в последнее время? Что понравилось? Были ли разочарования?

- Когда я работаю над новым материалом, мне сложно слушать и открывать для себя что-то новое, так как музыку я привыкла слушать, погружаясь и пропуская через себя. Сейчас я в состоянии непроницаемого кокона, поэтому даже не пытаюсь слушать новые релизы даже хорошо знакомых групп. Потом буду наверстывать. В целом же, последние годы, к великому сожалению, мало что радует из новой музыки. Всё на что-то похоже, не хватает какой-то полноты в этом всём…

Как вы думаете, есть ли будущее у печатных рок-изданий или все перейдет в онлайн?

- Диджитализация пока что уверено захватывает мир. Плохо ли это? Сложно сказать. Останутся ли печатные музыкальные издания? Если не сделать серьезных каких-то усилий, не провести работы в идейном плане и в плане продвижения, то есть, так подать их существование, чтобы люди снова захотели обратиться именно к чтению бумажных журналов… то без таких мер будущего, как мне кажется, нет. Впрочем, бумажные книги люди продолжают покупать и читать. Культура осязаемого чтения, с переворотом страниц очень глубоко укоренена в нас, поэтому, может быть, и с журналами все выйдет вполне неплохо.

И напоследок: ваш девиз по жизни?

- Если привязать бутерброд маслом вверх к спине кошки и подбросить её (аккуратно, конечно же), он упадет маслом вверх.

Новости музыки на Rocketsmusic