Корпорация "Radiohead": бизнес-империя в музыкальной индустрии и за ее пределами

Корпорация "Radiohead": бизнес-империя в музыкальной индустрии и за ее пределами

мая 21, 2016 - 23:58
0 comments

Thom Yorke, "Radiohead"

Мегапопулярная британская группа "Radiohead" проявила себя не только в музыкальной индустрии – их бизнес выходит далеко за ее пределы. Корпорация "Radiohead" включает в себя более 20 компаний, в частности, такие как LLLP LLP и Random Rubbish Ltd. По своей финансовой структуре "Radiohead" больше напоминает некую компанию из Силиконовой долины, нежели рок-группу из Оксфордшира.

Мегапопулярная британская группа "Radiohead" проявила себя не только в музыкальной индустрии – их бизнес выходит далеко за ее пределы. Корпорация "Radiohead" включает в себя более 20 компаний, в частности, такие как LLLP LLP и Random Rubbish Ltd. По своей финансовой структуре "Radiohead" больше напоминает некую компанию из Силиконовой долины, нежели рок-группу из Оксфордшира

"Radiohead", как бизнес

Если вы хотите узнать все о производстве нового альбома группы Radiohead под названием "A Moon Shaped Pool", цифровой релиз которого состоялся недавно – в мае 2016 года, существует только одно место, куда нужно отправиться. Это тесный, но роскошный офис в центре Лондона по адресу Great Portland Street, 41 – офис компании Hardwick & Morris, ответственной за бухгалтерскую отчетность Radiohead. Однако вряд ли вам там будут рады… Это бизнес и ничего личного.

В этом здании располагаются еще две фирмы, имеющие для Radiohead первостепенное значение. Первая называется Dawn Chorus Limited Liability Partnership, а вторая имеет похожее называние, но иное написание – Dawnnchoruss Limited. Эти компании были созданы в последние шесть месяцев специально с целью решения всех финансовых вопросов, связанных с созданием нового альбома. Кроме того, по этому адресу зарегистрировано еще несколько компаний (например, вышеупомянутые LLLP и Random Rubbish Ltd.).

Создается впечатление, что Radiohead – это не столько музыкальная группа, сколько конгломерат, по своей финансовой структуре больше напоминающий некую компанию Силиконовой долины, нежели рок-группу из Оксфордшира. В общей сложности, с момента своего создания, Radiohead управляли двадцатью компаниями. Этот феномен достоин тщательного изучения, ведь созданная Radiohead финансовая структура лишний раз доказывает: чтобы стать успешной рок-группой, необходимо разбираться в финансовых вопросах так же хорошо, как и в музыке, или как минимум иметь под рукой команду профессионалов. 

Музыкальный менеджмент не всегда одинаково полезен

Музыканты-бизнесмены – довольно редкое явление. Чаще всего шоу-бизнес ассоциируется с деспотичными менеджерами и продюсерами, которые безжалостно эксплуатируют своих подопечных. В частности, менеджер Элвиса Пресли, полковник Том Паркер (Colonel Tom Parker), за все время сотрудничества с певцом заработал больше, чем сам Элвис. Менеджер Дэвида Боуи, Тони Дефриз (Tony Defries), известен своими скандальными махинациями в оффшоре и нарушениями авторских прав, за что он был приговорен судом к колоссальным выплатам. Даже сегодня, когда образ авторитарного менеджера-тирана уходит в прошлое, возникает ощущение, что музыкантов все равно кто-нибудь да обманывает, например, Spotify или YouTube.

Безубыточный музыкальный бизнес с самого основания группы

История бизнеса Radiohead исчисляется с лета 1993 года, когда группой было учреждено юридическое лицо Radiohead Ltd. с целью управления доходами от гастролей. Счета этой компании наглядно демонстрируют, насколько резким был взлет карьеры коллектива. В первый год своего существования, после выхода сингла "Creep", оборот группы составил всего 181051 фунтов стерлингов (264746 долларов США). После вычета всех расходов Radiohead оказались в убытке в размере 20 фунтов. 

Однако после выхода альбома "The Bends" в 1995 году оборот группы подскочил, и через год после его релиза доход составил 735765 фунтов стерлингов (1075891 долларов США). В 1997 году, после выпуска пластинки "OK Computer", сумма дохода Radiohead увеличилась до 2,1 млн. фунтов стерлингов (3 млн. долларов США), и почти до 8 млн. фунтов стерлингов (11,7 млн. долларов) после выхода в свет альбома "Hail to the Thief" в 2003 году. По подсчетам, выручка от продажи билетов на 11 "нефестивальных" концертов группы в 2016 году (начиная с выступления коллектива в Амстердаме в мае и заканчивая концертом в США в июле) составит около 4,5 млн. фунтов стерлингов (6,6 млн. долларов), при условии, что концертные площадки будут продавать билеты по заявленным ценам.

Подобное резкое увеличение доходов заставило музыкантов коллектива задуматься над тем, как управлять своими делами более эффективно. В связи с этим в мае 1996 года Radiohead создали компанию W.A.S.T.E Products Ltd. для производства и продажи мерча, в том числе футболок. Сегодня это не кажется чем-то из ряда вон выходящим, однако для того времени – 90-х годов прошлого века – это сравнимо с собственным стриминговым сервисом Джея-Зи (Jay Z) в наши дни.

Затем Radiohead создали компанию Sandbag, которая предлагает те же услуги, что и W.A.S.T.E Products Ltd., только уже для других коллективов. Далее была создана организация Quicksand Distribution, которая выполняла функции распределения и управления собственной складской логистикой, а также американский филиал под названием Eleventy Five, чей бизнес, однако, носит туманный характер.  

Самой известной бизнес-идеей Radiohead является их альбом "In Rainbows", который они самостоятельно выпустили после ухода из EMI, предложив поклонникам заплатить за него столько, сколько они сами захотят. Эта идея принесла группе огромные доходы и бешеный успех, а представителям музыкальной индустрии – серьезную головную боль. Кроме того, она стала отправной точкой формирования конгломерата Radiohead, которым коллектив сегодня является. Тогда группа создала компанию _Xurbia_Xendless Ltd. с целью управления доходами от записи альбома, а вслед за этим создавала аналогичные компании под каждый релиз. 

Данный подход Radiohead более сложный, нежели у других британских музыкантов. В частности, музыканты инди-группы под названием the хх управляют лишь одной зарегистрированной в Великобритании компании. Адель является директором пяти компаний, хотя её доходы в разы превышают доходы Radiohead: после выхода альбома “21” одна из ее фирм получила 13,8 млн. фунтов стерлингов прибыли (20,2 млн. долларов США)! Даже Пол Маккартни был директором только восьми британских компаний, по данным регистрационной палаты Великобритании.

Зачем все это нужно Radiohead? Может быть, потому что их барабанщик Фил Селуэй (Phil Selway) разбирается в финансовых вопросах и в свободное от музыки время не прочь подписать бухгалтерские документы (в прошлом он некоторое время проработал секретарем компании)? Или потому что член менеджмента команды, Брайан Месседж (Brian Message) – бывший бухгалтер? Очевидно, что нет. Это необходимо как минимум потому, что это разумно.

"Для них абсолютно естественно открывать собственную отдельную компанию под каждый проект", – говорит Филиппа Коннор (Filippa Connor), директор консалтинговой кампании RNF, принимающая непосредственное участие в финансовых операциях Radiohead. В 2013 году она занималась ликвидацией компании Radiohead Ltd. Примечательно, что фирма на тот момент была абсолютно ликвидна, ее активы насчитывали порядка 2 тысяч фунтов стерлингов. Однако добровольная ликвидация компании, по словам Коннор, – это своего рода способ подведения итогов успешно завершившегося проекта. 

"Кроме того, создание отдельных компаний под каждый проект является своеобразной защитой, ведь если что-то пойдет не так в одном отдельном проекте, это не окажет существенного влияния на весь бизнес, – говорит она. – Если, к примеру, какой-либо альбом не завоюет популярность, музыкантам не хотелось бы, чтобы это повлияло на все остальное. Безусловно, для Radiohead подобная ситуация маловероятна, однако это не мешает им вести себя разумно". Помимо этого, такой подход призван защитить группу от форс-мажора во время гастролей, как, например, в 2012 году, когда перед концертом в Торонто из-за несчастного случая на сцене погиб штатный техник Radiohead.

"При взгляде на бизнес-структуру Radiohead у меня нет желания воскликнуть: "Боже, зачем это?!" – говорит Ян Мак (Ian Mack), преподаватель по курсу ведения бизнеса в Британском и ирландском институте музыки (BIMM). – Это наиболее грамотный способ управления своими доходами и их защиты. В настоящее время большинство групп такого уровня именно так и работают". 

"Исчезла ли с таким подходом романтика из процесса творчества? –  продолжает он. – Конечно же, нет. Я не думаю, что финансовые схемы мешают музыкантам творить. Скорее всего они умеют разделять творчество и бизнес. Но тем не менее все это – музыкальный бизнес, и последнее слово имеет важное значение".

Подобный взгляд разделяет и доктор Виктория Тишлер (Dr Victoria Tischler), дипломированный психолог, специализирующийся на вопросах творчества и преподающий в Ноттингемском университете. Она бы не рекомендовала Radiohead возвращаться к бедности в поисках творческого вдохновения. "Некоторые группы гордятся тем, что они вышли из бедных слоев, однако я склонна согласиться с высказыванием, что если бедность и стимулировала хоть один талант, то не дала развиться остальным ста". 

"На самом деле, чем прочнее фундамент группы, – продолжает Тишлер, – тем больше свободы у нее для творчества. Если вам с трудом хватает денег, чтобы заплатить за квартиру, вы вряд ли создадите шедевр, так как постоянно будете находиться в "режиме выживания". И потом, вряд ли поклонники того или иного музыкального коллектива думают о финансовой стороне вопроса, когда наслаждаются очередным его творением".

Опрос: 

Новости музыки на Rocketsmusic